4

Что такое «раннее развитие»?


   Что же такое «раннее развитие»?  Зачем и почему оно раннее? А нужно ли? Не лишит ли оно ребёнка детства? И так далее и тому подобное…    Вопросов споров и возражений на эту тему очень много. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно. Каждый ребенок развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, конечно есть и возрастные нормы, которые показывают  не позже какого срока та или иная функция должна развиться. Если функция не формируется к нужному возрасту, принято говорят о задержке развития. Подобное случается, когда малыш болен, или когда он недополучает внимания взрослых.Если уделять ребенку внимания, играть с ним, рассказывать ему что-то, показывать картинки, читать книги, он тут же начинает меняться на глазах. Ну, а если применять какие-либо методики  раннего развития, то малыш начинает развиваться еще интенсивнее. Его речь сильно отличается от речи его самого совсем недавно.Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.Многие авторы (Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) считают, что такое развитие — своевременное, а не раннее, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик.

      Ранне развитие начинается со специально созданнй среды, в которой малыш живет, она наполнена интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми органами чувств.Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений. Вовсе не обязательно тратить огромное количество денег на покупку всего того, что сейчас предлагают СМИ, настаивая на том, что без той или иной вещи ваш ребенок будет несчастен.Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.Это кубики с буквами (или, еще лучше, со слогами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

   Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Прежде, чем начать заниматься с малышом важно:

— не ставить себе цели воспитать гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка и испортить его характер.

— не нужно метаться от одного к другому. Малыши постоянны, они очень быстро привыкают, и эта привычка дает им чувство покоя и уверенности. Поэтому смена образа жизни всегда для них несет за собой травму.

— при выборе способа обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее.

— все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

   Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

   Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

   Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

   Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

   Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

Пусть у Вашего малыша будет активная мама!


4 Комментариев для “Что такое «раннее развитие»?

  1. А как же быть тогда с предостережением Масара Ибуку? Почитайте внимательней его книгу. Масара Ибуку вовсе не считал, что к трем годам ребенок должен уметь читать. Он говорил о необходимости всестороннего развития детей в раннем возрасте.

  2. А между тем, согласны они с этим или нет, интеллектуальное развитие ребенка начинается уже с момента его рождения. И то, что принято называть ранним развитием ребенка , на самом деле просто нормальное развитие.

  3. Никитины рассказывали о себе в книгах, о них снимали документальные фильмы студенты ВГИКа, о них писали газеты, то откровенно критикуя, то восхваляя методику раннего развития. Давайте вспомним семью Никитиных…

    • Согласна с Вами! Опыт Никитиных интересен и заслуживает внимания. Я вообще не сторонник придерживаться только одной методики так-как везде есть свои плюсы и минусы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*